ИСТОРИЯ

 АКАДЕМИИ  РУССКОГО БАЛЕТА ИМЕНИ А. Я. ВАГАНОВОЙ

 
Императрица Анна Иоанновна - основательница системы хореографического образования в России.

4 мая 1738 года начала свое летосчисление первая русская балетная профессиональная школа – ныне Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой. Старейшее учебное заведение Российской Федерации основано по указу императрицы Анны Иоанновны выходцем из Франции, танцмейстером Петербургского Сухопутного Шляхетного корпуса Жаном Батистом Ланде (?-1848). С деятельностью Ланде связан первый период (1710-1756 гг.) в истории школы, когда обучение было ориентированно исключительно на овладение ремеслом - техникой танца. Ланде стал первым педагогом «Ея Императорского Величества танцевальной Школы», куда были приняты 12 девочек и мальчиков из семей дворцовых служащих. В основе обучения «иноземной поступи» были бальные танцы того времени (менуэт). Как отмечал Я. Штелин, уже в первых движениях юных танцоров ощущалась самобытность национального характера и характерная для русской исполнительской манеры мягкость и певучесть.
 
 
Жан Батист  Ланде - основатель Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой
 
С 1756 года, после указа императрицы Елизаветы Петровны о создании русского театра, учебное заведение, созданное Ланде, постепенно преобразовывалось в «Театральную школу». Начался второй (1756-1829 гг.) период в истории школы, когда обучение всем видам искусства (балету, драме, музыке, живописи) велось интегрированного с постепенной специализацией на основе анализа достигнутых успехов в одном из них. С этого времени вплоть до начала ХХ века танцевальное образование развивалось в тесном контакте с подготовкой специалистов других видов театрального дела: драматическими актерами, художниками, музыкантами, артистами цирка. Педагогами, определившими дальнейшее методическое развитие танцевального образования после смерти Ж.Б. Ланде стали ведущие Европейские балетмейстеры и танцовщики, приглашаемые властями: А.Ринальди, Ф.Хильфердинг, Г.Анджиолини, Дж.Канциани, О.Пуаро.  В процессе деятельности балетмейстера И.Канциани в школе устанавливаются специальные методы обучения танцу, отвечающие актуальным требованиям европейского балета в духе реформ Ж.Новерра. Вводятся испытательные вечера как форма аттестации. В 1792 г. проводится реформа школы по проекту А.Казасси, согласно которой осуществляется начальное обучение воспитанников всем искусствам и далее на основании достигнутых успехов – специализация в одном из них; составляется первое расписание.
 
 
Иван Вальберх - первый русский балетмейстер
 
На рубеже XVIII - XIX веков в школе работал И.И. Вальберх (Лесогоров) – первый русский балетмейстер, воспитавший немало талантливых артистов, среди которых – яркая танцовщица и драматическая актриса Евгения Колосова. Вальберх подготовил школу и труппу театра к приезду французского балетмейстера Ш. Дидло (1767-1837).
 
 
Шарль Луи Дидло - основатель современной методики классического танца
 
Французский хореограф Ш. Дидло прибыл в Петербург в 1801 году по приглашению властей и стал полноправным художественным лидером столичного балета. Он обратил главное внимание на школу и стал руководителем балетной части. Очевидно, при нем она стала называться «Петербургским Театральным училищем». Дидло преподавал в училище 20 лет. Благодаря его деятельности балетное образование достигло достаточно высокого уровня прежде всего потому, что Дидло включил русскую балетную педагогику в пространство актуального балетного искусства Европы, где складывалась новая система театрального пуантного классического танца, в корне отличавшаяся от прежней, близкой к системе бального и бытового танца. Дидло требовал от учеников не только совершенной техники, но и актерской выразительности. Не случайно А.Пушкин говорил, что в балетах Дидло больше поэзии, чем во всей французской литературе. В 1816 году школу окончила А.Истомина – ученица Дидло. Для Дидло, как впоследствии и для его соотечественника М.Петипа Россия стала второй родиной, а русский балет на рубеже XVIII-XIX веков во многом превосходил крупнейшие иноземные театры. Деятельность Дидло способствовала насаждению и закреплению в России французской школы классического пуантного танца. Деятельность Дидло способствовала началу третьего (1829-1917 гг.) периода в истории училища, когда началось организационное развитие балетного образования.Его основной целью стало обеспечение качественной профессиональной подготовки артиста балета, постепенно стали увеличиваться объемы общего  образования. С 1829 года обучение танцовщиков отделилось от подготовки артистов других видов искусств. В этот период сложилась структура программы обучения танцовщиков, образованная сочетанием профессионального и общего образования. Оформились три цикла дисциплин: специальный, вспомогательный и общеобразовательный. Стержнем программы специальных дисциплин стал классический танец, чему способствовала педагогическая деятельность французского балетмейстера Ш.Дидло. Продолжительность освоения программы занимала семь лет. Установились принципы приема на обучение танцу (неизменное ограничение возраста приема и требование особых природных данных) и аттестации учащихся (ежегодный конкурсный перевод из класса в класс).
Провозвестницей романтической эры в русском балете стала Мария Тальони – первая «Сильфида», посетившая Петербург в 1837 году. Балет «Сильфида» принес ей мировую славу.
 
 
 Мария Тальони
 
Однако наибольшего влияния на русскую балетную школу романтическое искусство достигло в период работы в России французского танцовщика и балетмейстера Жюля Перро (с 1848 по 1859 годы). Он прибыл в Петербург по приглашению Дирекции императорских театров. В эпоху, когда в романтическом балете безраздельно царствовала женщина, Перро был одним из редких исключений как танцовщик-мужчина. Ставил спектакли для балерин, в частности, участвовал (вместе с Ж. Коралли) в работе над балетом Жизель (музыка А.Адана, 1841) в Парижской опере, где заглавную роль исполняла его ученица и жена Карлотта Гризи (Перро поставил все ее танцы). Первые значительные постановки Перро осуществил в Вене во второй половине 1830-х годов, но наибольшую славу ему принесли балеты, созданные на сцене Лондонского Королевского театра: Ундина, или Наяда (музыка Ц.Пуни, 1843), Эсмеральда (музыка его же, 1844) и Па де катр (музыка его же, 1845), где участвовали одновременно четыре великие романтические балерины: Мария Тальони, Карлотта Гризи, Фанни Черрито и Люсиль Гран; балет Катарина, дочь разбойника (музыка Пуни, 1846); а также поставленный впервые в Милане балет Фауст (музыка Дж.Паниццы, М.Косты и Дж.Байети, 1849). В 1848-1859 Перро был танцовщиком и главным балетмейстером в Большом театре в Петербурге. Сюда он перенес многие ранее поставленные им балеты. 
 
 
Жюль Перро
 
Перро считается крупнейшим балетмейстером эпохи романтизма. Сильный его стороной были спектакли в жанре социально-любовной драмы. Перро нередко обращался к сюжетам известных литературных произведений (Эсмеральда, Фауст и др.). Артист был мастером сольного классического танца, который всегда служил у него выражением внутреннего состояния персонажа, одновременно преуспел и в постановке массовых сцен и ансамблей. Многие балеты Перро продолжают сохраняться в репертуаре современного театра, но, как правило, в позднейших переделках. В тоже время следует отметить, что педагогическая деятельность Перро изучена очень мало. В развитие русской балетной педагогики большой вклад внес шведский танцовщик и балетмейстер Пер Христиан Йогансон, приехавший в Петербург в 1841 году. Ученик А.Бурнонвиля, он в течение двадцати лет был ведущим танцовщиком императорского театра. После этого он сорок лет преподавал балетное искусство в балетном училище и ставил спектакли в Мариинском театре, продолжая классические балетные традиции М. Петипа. Он работал в училище до конца своих дней в 1903 году. Среди его учеников были П.Гердт, Н. Легат, М.Кшесинская, А.Павлова, Т.Карсавина, А.Ваганова. Йогансон внес в русскую балетную школу традиции датского классического танца, развитие А.Бурнонвилем.
В 1859-1869 годах  по решению Дирекции Императорских театров Петербургский балет возглавлял французский танцовщик и балетмейстер Артюр Сен-Леон, не порывая, однако, с Парижем, где вел класс артистов в Парижской опере. Наиболее значительным спектаклем, созданным Сен-Леоном в России, был Конек-горбунок (музыка Ц. Пуни, 1864). Несмотря на то, что Сен-Леон многое изменил в сказке П.П. Ершова, заменив русского царя ханом, а также введя "верноподданическую" сцену, где все народы славили превратившегося в царя Иванушку (что вызвало нарекания прогрессивной критики), балет имел немало достоинств, прежде всего танцевальное богатство, а также те возможности, которые его образы открывали актерам, не только классическим (Царь-девица, танцовщики в фантастических сценах на дне морском и на острове русалок), но особенно характерным (народные танцы) и мимистам (роли Иванушки, Хана и др.). Не случайно спектакль многократно возобновлялся и держался в репертуаре петербургского (позднее ленинградского) театра и московского Большого театра с 1860-х до 1930-х годов, шел во многих других театрах страны.
 
 
Артюр Сен-Леон
 
Балеты Сен-Леона, где нередко внешние феерические эффекты выступали на первый план за счет содержательных мотивов, знаменовали упадок романтического балета, расцвет которого пришелся на предшествующие 1830-1850-е годы. В то же время они содержали богатые хореографические находки, обогатившие лексику балетного танца, способствовали развитию его техники. Тем самым они готовили наступление новой эпохи — "большого балета" Мариуса Петипа, по-своему не менее значительного и принесшего балету России мировое признание. К сожалению, роль Сен-Леона в развитии русской балетной педагогики практически не изучена. Однако определяющее воздействие на развитие методики в училище оказала балетмейстерская и педагогическая деятельность Мариуса Петипа, приехавшего в Петербург в 1847 году по приглашению Дирекции Императорских театров. Вся вторая половина XIX столетия – это эпоха М. Петипа. Великий балетмейстер создал множество оригинальных спектаклей, сохранил и обогатил балеты своих предшественников.
 
 
 
 
Мариус Петипа
 
Работая вместе с Л.Ивановым, Петипа привлек к созданию балетов композиторов П.И.Чайковского и А.К. Глазунова. В результате этого творческого содружества была обретена симфоническая образность танца. Музыкальная драматургия в балетном спектакле стала совместным делом композитора и хореографа, которые объединились на пути симфонического танца. В 1855—1887 годах Петипа преподавал в Петербургском театральном училище.
1863-1888 гг. – новым управляющим П.С.Федоровым был разработан новый устав, реформировано управление (был учрежден новый административный орган – Конференция училища в составе членов Правления и преподавателей), установлены требования к должностям служащих и преподавателей и четкие процедуры приема, отчисления, аттестации. Кроме того было введено понятие физического образования и четкое деление программы на классы: младший, средний, старший, с делением дисциплин на циклы: общеобразовательный (обязательный для всех отделений – балетного, оперного, драматического) и специальный; предпринята попытка начать методическую работу. Таким образом на этом этапе развития была доказана необходимость и реализована взаимосвязь общего и специального образования. В 1888 г. новый устав Театрального училища ликвидировал драматическое и оперное отделения; значительно расширил полномочия Конференции, которая решала вопросы приема, экзаменов, перевода, исключения и выпуска. Для воспитательного персонала установлено обязательное среднее образование, для учительского коллектива – наличие права на преподавание в соответствующих учебных заведениях Министерства народного просвещения. Балетное отделение разделено на пять классов: два «приготовительных» с двухлетним курсом каждый и три с годичным курсом, что структурно приблизило его к городскому училищу. С этого времени все испытания должны были проходить в присутствии преподавателей, членов конференции и заведующего училищем. Вводилась пятибалльная система оценок и обязательное выведение среднегодовой оценки. Все спорные вопросы относительно учащихся должны были решаться на Конференции закрытым голосованием. Ориентация обучения на профессиональные задачи определяет положение общего образования как второстепенное. 
 
 
Павел  Гердт
 
В конце XIX – начале ХХ веков классический танец у старших воспитанниц преподавал П.Гердт – в прошлом балетный герой, исполнитель ведущих партий. Он уделял большое внимание воспитанию артистичности. Среди его учениц А.Павлова и Т.Карсавина.
С 1892 по 1902 годы в школе преподавал итальянский танцовщик и балетмейстер Энрико Чекетти. Он разбудил интерес к мужскому танцу.
 
 
Энрико Чекетти
 
Чекетти оказал большое влияние на исполнительское искусство русского балета, привнеся в него черты и стиль итальянской школы с ее виртуозной техникой.
После ухода Петипа ведущим педагогом и хранителем академических традиций стал Николай Легат. 
 
 
 
Николай  Легат
 
В 1898 году окончил школу реформатор русского балета Михаил Фокин. Он преподавал в школе с 1904 по 1916 годы, но затем оставил педагогику. Реформы Фокина, выдвинувшего естественность движений как основу балетных образов, оказали свое влияние на деятельность училища, где он поставил несколько балетов, среди них знаменитую «Шопениану». В 1899 году окончила школу любимая ученица П.Гердта – Анна Павлова. Великая балерина познакомила с русским балетом весь мир. Значение просветительской деятельности Павловой необычайно велико. Творчество Т.Карсавиной было тесно связано с деятельностью М. Фокина. Славу Павловой и Карсавиной по праву разделил вдохновенный танцовщик В.Нижинский. С 1909 по 1914 годы в Париже продолжались «Русские сезоны», которые показали достижения русской культуры, возродили интерес к балету, оказали влияние на развитие балета во многих странах. К 1917 г. в училище оформились основные элементы системы обучения танцовщиков: учебная работа – обучение танцу (с 1738 г.), нравственное образование (воспитательная работа) – с 1829 г., физическое образование (с 1853 г.), методическая работа (с 1853 г.).
Таким образом, в течение XVIII-XIX веков в Танцевальной Ея Императорского Величества школе — Санкт-Петербургском Императорском Театральном училище были разработаны следующие модели организации подготовки артистов балета:
– модель узко-профессиональной подготовки – обучение исключительно танцу (1738-1756 гг.); 
– модель учебного заведения, ориентированного на подготовку театральных специалистов разных видов (разработана А.Казасси) (1756-1829 гг.); 
– модель театрального учебного заведения, близкого к среднему учебному заведению – городскому училищу (1829-1917 гг.).
Революция 1917 году знаменовала собой новую страницу в истории балетного образования. В первые послереволюционные годы Петербургское Театральное училище находилось на грани закрытия, однако ценой борьбы деятелей искусства и помощи Наркома народного просвещения А.В.Луначарского его удалось сохранить. Училище перешло  ведение Наркомпроса РСФСР. В условиях голода, холода и разрухи училище обеспечивало театр молодыми кадрами. За первые пять лет число учащихся возросло вдвое. В 1920-е годы Театральное училище несколько раз переименовывалось.  
 
Анатолий  Луначарский
 
С 1921 года в училище начинает преподавать А.Я.Ваганова – великий педагог, первый профессор хореографии. Она воспитала несколько поколений выдающихся балерин. Пытливый исследователь, вдохновенный практик, она создала учебник «Основы классического танца» (Л., 1934), который переведен на многие языки. Школа бережно хранила традиции классического танца, но в то же время активно откликалась на все новое. С 1920-х года в класс акробатической поддержки вел П.Гусев, а класс гротеска – О.Мунгалова.
Яркой представительницей новой хореографической школы стала 16-летняя Марина Семенова – живое воплощение вагановской системы, а ее выпускной спектакль явился подлинным триумфом Вагановой. В смелом наступательном танце Семеновой чувствовалась уверенность, широкий размах. В сложные 1920-е годы, когда под сомнение ставилась нудность классиыеского балета, Семнова своим искусством утверждала современность классической хореографии. Выпуск Семеновой стал этапным в деятельности Вагановой, с каждой новой ученицей росла ее слава.
В 1928 году Ваганова дала искусству двух замечательных балерин – Г.Уланову и Т.Вечеслову. Будущая великая балерина Уланова сразу же поразила своей уникальной индивидуальностью. Полны гармонии и поэзии   были ее образы в «Лебедином озере», «Бахчисарайском фонтане», «Утраченных иллюзиях» и особенно в «Ромео и Джульетте». Ярко одаренной Вечесловой одинаково удавались и комедийныек роли и трагические – «Эсмеральда», «Зарема», «Тао-Хоа».
Выпуск 1931 года ознаменовался выходом на сцену виртуозной балерины Наталии Дудинской. Безупречная техника сочеталась у нее с ярким драматическим дарованием.
Одним из основателей школы мужского классического танца был В.ладимир Пономарев – замечательный педагог, отдавший три десятилетия творчества школе. Слава Пономарева началась с выпуска Алексея Ермолаева. В ту же пору школу окончил его ученики - Р.Захаров, Л.Якобсон, С.Корень. 1929 году ярким пламенем вспыхнул талант Вахтанга Чабукиани. С его именем связан новый стиль героико-романтического балета. Вслед за Чабукиани в 1930 году из класса Пономарева вышел К.онстантин Сергеев. Он танцевал весь классический репертуар в течение более чем 30-ти лет.
Преподавание характерного танца началось в 1921 году, когда в школу пришел Александр Ширяев, ставший основоположников русской школы характерного танца. Он поставил множество учебных спектаклей на сцене Школьного театра и совместно с А.Бочаровым и А.Лопуховым написал учебник «Основы характерного танца» (Л., 1934).
С 1930 по 1938 годы художественное руководство школой осуществлял талантливый артист и педагог Борис Шавров. В этиже годы обновился педагогический состав училища. С 1932 года начал преподавать классический танец А.Пушкин, ставший приемником В,Пономарева.
В 1934 году по инициативе А.Вагановой и Б.Шаврова было создано педагогическое и национальное отделения. Руководство педагогическим отделением взяла на себя А. Ваганова. С разные годы его окончили: Н.Камкова, Е. Ширипина, В.Костровицкая, Л.Тюнтина, Е.Гейденрейх, Н.Балтачеева, Н.Базарова, В.Мей. Характерный танец вели А.Бочаров, А.Лопухов, И.Тер-Степанов, теоретические предметы – И.Соллертинский и Ю.Слонимский.
В 1938 году училище, отмечая свое двухсотлетие, представляло собой сложившийся творческий организм со своей системой художественного воспитания. К юбилею школы был издан двухтомный труд М.Борисоглебского «Материалы по истории русского балета» (Л., 1938).
В период отечественной войны школа находилась в Перми. Все три годы эвакуации директор Р.Хаскина и художественный руководитель Н.П.Ивановский вместе с педагогами делали все возможное, чтобы сохранить училище и его профессиональную значимость. На фронт уходили старшеклассники и те, кто только завершил обучение – Н.Ястребова, Н.Бухе, Н.Серебренников, К.Шатилов. В Перми училище окончили Т.Балтачеев, А. Макаров, Л.Войшнис, И.Бельский, Н.Петрова и другие. В блокадном Ленинграде под руководством Л.Тагер продолжались занятия. В январе 1943 года был проведен первый военный набор детей в училище.
В июне 1944 года училище вернулось на улицу Росси. 1 сентября 1944 года начался новый 206 учебный год. Но не все педагоги приехали в Ленинград, многие остались преподавать в Перми. В 1945 году старанием Е.Гейденрейх родилось Пермское хореографическое училище.
После войны возобновило свою работу национальное отделение. В училище появились иностранные стажеры. В 1960 году выпуском румынской группы было отмечено рождение иностранного отделения. Диплом ленинградской «академии танца» стал завоевывать признание во всем мире.
Свой последний 30 выпуск А.Ваганова сделала в 1951 году. Выдающаяся балерина Ирина Колпакова завершает список ее прославленных учениц.
В 1956 году училище награждено орденом Трудового Красного Знамени. Постановлением Совета Министров СССР от 1 ноября 1957 года училищу было присвоено имя А. Я. Вагановой, в 1961 году звание «академического». Отныне школа стала именоваться «Ленинградское государственное ордена Трудового Красного Знамени хореографическое училище имени А. Я. Вагановой».
В течение 20 лет художественное руководство училищем осуществлял Н.П.Ивановский. Он был основоположником методики преподавания и педагогом историко-бытового танца с 1925 по 1961 год. Ему принадлежит книга «Бальный танец 16-19 веков».
Более 10 лет руководила училищем Фея Балабина. Прирожденный педагогический дар и высокий профессионализм отличали ее творчество в школе.
С 1963 года в училище преподавала Н. М. Дудинская, которую А.Ваганова считала своей преемницей, передав ей в 1951 году класс усовершенствования балерин в Кировском театре.
С 1973 года по 1992 год училище возглавлял К.Сергеев. Он был верным хранителем художественных традиций прошлого, всем своим существом он являл истинно петербургский стиль педагога и хореографа.
Во все времена старейшая балетная школа была самым теснейшим образом связана с творческой жизнью Мариинского театра. И сейчас сценическая практика воспитанников Академии разнообразна.
В мае 1988 года училище отметило свое 250-летие и было награждено орденом Ленина. В ознаменование славного юбилея школы был учрежден Международный балетный конкурс «Ваганова-Prix».
В 1991 году школа получила статус Академии. Ее первым президентом стал К.Сергеев. Для артистов балета, желающих получить высшее образование, возобновило свою работу педагогическое отделение с тремя факультетами: педагогики хореографии, балетмейстерским и балетоведческим.
В 1996 году возобновил свою работу редакционно-издательский отдел Академии. За это время им выпущены в свет: 20 номеров «Вестника Академии Русского балета", монографии В.М. Красовской «Профили танца», Л. Абызовой «Игорь Бельский», А.В. Фомкина "Два века театральной церкви" и др.
С 1992 по 1998 Академию возглавлял Народный артист, профессор И.орь Бельский. С 1985 по 2004 года ректором Академии являлся профессор Л. Н. Надиров.
Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1995 года Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой включена в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
В мае 1998 года возрождена домовая церковь Академии во имя Святой Троицы.
В 2000 году художественным руководителем Академии избрана прима-балерина Мариинского театра, Народная артистка России Алтынай Асылмуратова.
В 2004 году ректором Академии была избрана В.А.Дорофеева. В 2007 году Академия получила статус «нетипового учебного заведения для детей и подростков, имеющих выдающиеся способности». Указом Президента РФ от 24 января 1995 года Академия включена в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. В 1999 году при Академии образовано Учебно-методическое объединение по образованию в области хореографического искусства.
С 1988 года под эгидой Академии регулярно проводится Международный балетный конкурс «Ваганова-Prix». Лауреатами этого престижного соревнования в разные годы были У.Лопаткина, С.Захарова, О.Новикова, Е.Образцова, М.Лобухин, Г.Попов и др.
Сейчас это федеральное государственное   образовательное учреждение, дающее своим выпускникам высшее профессиональное образование. На Исполнительском и Педагогическом факультетах с дипломами бакалавров и магистров здесь готовят артистов балета, педагогов и хореографов, концертмейстеров балета, историков  хореографии, менеджеров исполнительских искусств. В Академии имеется аспирантура, функционирует Факультет повышения квалификации.
Академия, как колыбель русского балета в неразрывной связи с Мариинском театром продолжает линию сохранения и развития русского классического наследия. И этот феномен мировой культуры, симбиоз школы и театра, в котором представлено более 95 % выпускников Академии будет озарять своим созидательным светом наступившее тысячелетие.


материал взят с сайта http://www.vaganova.ru/page.php?id=7|+|amp|+|pid=6